Снежный человек — миф или правда?

Снежный человек — одна из таинственных загадок , предмет горячих споров между историками, археологами, зоологами, антропологами, биологами, исследователями-энтузиастами и просто оптимистами и скептиками.

Вместе с тем это смелая научная гипотеза, выдвинутая и разработанная в 60-х годах XX века известным советским ученым в области антропологии и этнографии профессором Б. Ф. Поршневым. В 1963 году вышла его монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах». По его мнению, снежный человек — это неандерталец, который дожил до наших дней. Зарубежные исследователи считают более примитивным: горной обезьяной или существом, близкой к питекантропу.

Многочисленными доказательствами существования снежного человека есть свидетельства многих очевидцев, а также отпечатки следов, образцы волос и др. Одним из наиболее важных доказательств его существования является то, что в легендах и преданиях многих народов мира упоминается большое волосатое человекоподобное существо. Это — шишек, одами-сохраи, голубь-Яван — в Таджикистане; каптар — на Северном Кавказе, шишек-ябаны, или меше-одам — в Азербайджане; бигфут — в США.

Легенды и предания разных народов отнюдь не связанных между собой этнически или географическое, имеют удивительное сходство. Они подробно описывают внешний вид снежного человека, живущего преимущественно в горах. Многие путешественники, исследовавшие центральные регионы Азии, утверждают, что они видели этого человека, а также слышали о нем от местных жителей. Знаменитый русский путешественник Н. М. Пржевальский в книге «Монголия и страна тангутов» (1875-1876 гг) писал о том, что и раньше слышал от монголов о каком то необычном звере, который водится там.

Рассказчики утверждали, что это животное ходит преимущественно на двух ногах, его тело покрыто черной шерстью. Сила у зверя большая: на него не только не решаются нападать охотники, но и оставляют дома, где появляется хун-гуресу — человек-зверь. В середине XIX века после возникновения учения Ч. Дарвина об эволюционном развитии органического мира, о закономерностях его исторического развития, ученые начали искать связь современного человека с древним.

Читайте также:  Путь во вселенную - новая эра

Допускали, что снежный человек (тогда его называли диким мохнатым человеком) может быть связующим звеном между древними и современными людьми. Эта гипотеза требовала научного подтверждения. Противники эволюционной теории не признавали ее, аргументируя это с помощью конкретных доказательств существования дикого мохнатого человека. Лишь в конце XIX века, когда в Гималаи пришли первые путешественники, оттуда стали поступать некоторые сообщения. Таинственные следы на снегу впервые описал в своей книге «Приключения в Гималаях» (1887 г.) английский полковник В. А. Уэддел. Он видел их на перевале Донкья-лана на высоте более 500 метров над уровнем моря.

Носильщики-тибетцы в один голос твердили, что нашли следы йети — страшного волосатого человека, живущий среди снегов. Известный русский зоолог А. Хохлов назвал это существо азиатским прачеловеком. Он готовил экспедицию в район озера Зайсан, но не смог довести свое дело до конца, потому что началась первая мировая война. Русский ботаник К. А. Сатунин, путешествуя в горах Кавказа, видел не только следы снежного человека, но и ее саму. Он пытался захватить это существо живьем, однако его попытка закончилась-неудачей. Поиски снежного человека значительно активизировались с 1921 года, когда в Гималаи пришли первые английские экспедиции альпинистов с целью покорения вершины горного массива Эвереста. Участники первой экспедиции (шесть европейцев и двадцать шесть носильщиков-шерпов) увидели на снегу странные следы босых ног. Проводники твердили, что они принадлежат йети — страшному дикому человеку. Впервые сфотографировал следы снежного человека англичанин Ф. Смит в 1937 году.

Местные жители считают, что снежный человек живет постоянно там, где есть растительность — на высоте от 2000 до 5000 метров над уровнем моря. В зону вечных снегов она попадает тогда, когда осуществляет переходы из одной местности в другую.